writer
Active Member
В рейтинге свободы Интернета Турция занимает одно из самых низких мест. Причина тому – попытки турецких властей ограничить использование различных приложений и сайтов без особых оснований и многочисленные запросы на удаление данных поисковикам и мессенджерам. Однако в ходе недавней неудачной попытки государственного переворота именно интернет-сервисы сыграли на руку действующей власти.
Основные принципы интернет-цензуры в Турции очень схожи с российскими. В 2015 в стране был принят закон, который позволяет осуществлять досудебную блокировку интернет-ресурсов. При этом решение о запрете доступа к сайту или приложению принимает Управление по телекоммуникациям и связи Турции, являющееся аналогом российского Роскомнадзора. Так же как и в России, в Турции блокируют ресурсы, распространяющие сведения о наркотиках, суициде, порнографии, проституции и азартных играх.
Официальным обоснованием для жесткого цензурирования Интернета стала необходимость защиты национальной безопасности и общественного порядка, а также профилактика правонарушений. На практике возможность блокировки без решения суда зачастую используется в политических целях. Турецкие пользователи заметили, что как только в стране начинаются какие-либо массовые беспорядки, организуются митинги или происходят теракты, доступ к каналам коммуникации либо полностью пропадает, либо становится затруднительным. Как только ситуация разряжается, все мессенджеры и сайты вновь начинают работать.
То есть блокировки в Турции как правило не бессрочные, а временные, по мере необходимости. При этом иногда при попытке доступа к сайту пользователи видят не заглушку, а ошибки подключения. Турецкие активисты и представители мессенджеров считают, что в некоторых случаях трафик не блокируется полностью, но существенно замедляется. Таким образом власти мешают оппозиции скоординировать свои действия и обеспечивают правильный информационный поток при помощи подконтрольных СМИ и сайтов.
Ситуация, сложившаяся в ходе случившейся недавно попутки государственного переворота, инициированного военными, возможно, заставит турецких властей задуматься о правильности своей политики, в том числе и в отношении Интернета. Ведь когда «запахло жареным», то поддержку они начали искать именно у населения. При помощи доступных каналов связи людей призывали собраться вместе на улицах, то есть сделать то, что до этого старательно пытались запретить.
В ходе переворота турецкий регулятор по привычке заблокировал Twitter, Facebook и YouTube, однако именно интернет-сервисы помогли Эрдогану удержаться на посту президента. Ход событий освещали оставшиеся доступными Instagram, WhatsApp, Vimeo и Periscope. Именно благодаря им люди, находящиеся в разных частях страны и за рубежом, узнали о происходящем в Анкаре и Стамбуле, смогли высказать свое отношение к происходящему и лично принять участие в разрешении конфликта.
Примечательно, что призывы поддержать действующую власть распространялись через аккаунт премьер-министра Турции в заблокированном Twitter, а президент страны выходил в телеэфир CNN через мессенджер FaceTime. Большая тройка провайдеров связи Турции (Turkcell, Vodafone, Avea) также поддержала правительство и президента, организовав массовую SMS-рассылку, в которой абонентов призывали к противодействию мятежникам.
Впрочем, если отношение властей к интернет-сервисам и изменится, то вероятно не сразу и не ко всем. Во всяком случае сейчас они заняты блокировкой ресурсов, которые поддержали путчистов. В результате «черный список» пополнился примерно двумя десятками инфосайтов.