writer
Active Member
Оставшиеся в живых экс-сотрудники НКВД и их родственники требуют заблокировать сайт nkvd.memo.ru, на котором были размещены сведения о личном составе органов государственной безопасности в период с 1935 по 1939 год. Они опасаются, что данная информация может быть использована людьми, желающими свести счеты с теми, кто был причастен к репрессиям в отношении их предков.
На указанном сайте в формате электронной энциклопедии размещен справочник, собранный Андреем Жуковым, в котором содержатся подробные сведения о почти о 40 тысячах сотрудниках НКВД, в том числе о присвоении званий, занимаемых должностях, полученных наградах и т. д. Получить информацию о том, чем именно занимался конкретный человека из базы невозможно, однако чекисты и их потомки выражают опасение, что в ней могут появиться и другие данные.
Публикация базы вызвала широкий резонанс в СМИ и соцсетях. В итоге инициативная группа написала открытое письмо президенту РФ с требованием ограничить доступ к личной информации. Авторы проекта, представители общества «Мемориал», с ними не согласны и считают, что данные материалы могут представлять интерес для увлекающихся историей страны. Они считают справедливым и то, что наконец собрана и опубликована информация о тех, кто в свое время занимался фальсификацией обвинений и допросами, фактически приговаривая невиновных к смертной казни или тюремному заключению.
Позднее с просьбой проверить законность действий НКО «Мемориал» по публикации базы данных в Генпрокуратуру обратился член ЛДПР Иван Сухарев. При этом депутат отметил, что если бы эту информацию раскрыла ФСБ, то вопросов бы не возникало, но движение позиционирует сотрудников НКВД как преступников.
Интересно, что публикация списков сотрудников органов безопасности практически совпала по времени с нашумевшей историей жителя Томска Дениса Карагодина. Ему самостоятельно удалось выяснить личность чекиста, который был непосредственно причастен к расстрелу его прадеда. После этого с томичом связалась внучка чекиста, которая принесла ему свои извинения и отметила, что её прадед по материнской линии также был расстрелян во времена репрессий. В итоге Карагодин выразил ей благодарность и предложил «обнулить» эту историю, подтвердив, что не имеет к предкам палача претензий.
Реакции со стороны высшего руководства страны на просьбы бывших чекистов и их родственников пока не последовало. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков предпочел не давать комментариев по этому вопросу, отметив лишь, что тема достаточно чувствительная и есть разные точки зрения по этой проблеме.