moder
Администратор
Команда форума
Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин на VII съезде Союза театральных деятелей России 24 октября предупредил об опасности возрождения цензуры в России.
"Запрет цензуры - это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны. Проклятие и многовековой позор отечественной нашей культуры, нашего искусства, наконец, был запрещен. И что сейчас происходит? Я вижу, как явно чешутся руки - это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть не просто во времена застоя, а еще в более давние времена - в сталинские времена", - заявил он.
О каком прошлом напомнил Райкин? Действительно ли оно возвращается? Чем сегодняшний день на него похож, и в чем разница?
С незапамятных времен
Первый "Список отреченных книг" из 29 названий был составлен духовенством еще в 1073 году.
Цензура в России появилась вместе с частным книгопечатанием при Екатерине II.
Театральные и концертные афиши до александровских реформ включали непременную фразу: "С дозволения начальства".
"Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева и "Философическое письмо" Чаадаева цензоры пропустили по халатности, будучи введены в заблуждение безобидными названиями.
"Семилетием цензурного террора" называли 1848-1855 годы - от начала испугавших официальный Петербург революционных событий в Европе до смерти Николая I.
7 декабря 1905 года правительство отменило цензуру, и вернуло ее с началом Первой мировой войны. В предвоенные годы в России выходило 14 тысяч периодических изданий самой разной направленности, в том числе 6 тысяч в Петербурге и Москве, а свобода литературы и театра была практически неограниченной.
По ленинским заветам
Одним из первых деяний большевиков стала атака на свободу печати.
"В пять часов утра 9 ноября в типографию городского самоуправления явились красногвардейцы. Все буржуазные газеты были сброшены с печатных машин", - свидетельствовал в "10 днях, которые потрясли мир" Джон Рид.
16 ноября 1917 года вопрос о свободе печати был поставлен на сессии ЦИК. Не только эсеры и меньшевики, но и некоторые большевики отказывались понимать, что происходит. Ведь много лет свобода печати была одним из главных требований всех революционеров!
С большим трудом прошла резолюция большевистского ЦК, первый пункт которой гласил: "Закрытие буржуазных газет... являлось необходимой мерой для установления нового режима в области печати, при котором капиталисты - собственники типографий и бумаги - не могли бы становиться самодержавными фабрикантами общественного мнения".
Троцкий уверял, что ограничения вводятся на недолгий переходный период. Оппоненты указывали на текстуальные совпадения резолюции и царского цензурного устава 1890 года.
На ее основании к июню 1918 года были закрыты 470 газет.
У истоков цензуры, как многого другого в СССР, стоял Владимир Ленин. По этому вопросу он высказывался неоднократно и совершенно определенно.
"Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмем власть в руки", - говорил он в ноябре 17-го года.
В мае 1921 года, отвечая на предложение члена "рабочей оппозиции" Георгия Мясникова в связи с окончанием Гражданской войны ввести свободу печати, написал: "Свобода печати есть свобода политической организации буржуазии. Дать ей такое оружие, значит помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем".
В беседе с Луначарским в феврале 1922 года к широко растиражированной в СССР фразе: "Из всех искусств, для нас важнейшим является кино", добавил: "Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место".
Вслед за прессой дошла очередь до культуры.
6 июня 1922 года был создан знаменитый Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств), просуществовавший под разными названиями до октября 1991 года. Аналогичную роль в отношении театра и музыки выполняли Главрепертком и Главискусство.
Первый "Перечень сведений, не подлежащих распространению", составленный Главлитом в 1925 году, имел 16 страниц и содержал 96 пунктов. В перечне последних лет существования СССР насчитывалось 213 параграфов, в каждом от пяти до 12 пунктов. Причем эти документы сами несли гриф "Совершенно секретно", так что оспорить действия цензоров было невозможно.
Партийная цензура была вообще не связана никакими нормами и правилами и не обязана объяснять свои решения.
Сталин называл советских писателей "инженерами человеческих душ", то есть людьми, обязанными выдавать требуемую продукцию, а сами себя они называли "автоматчиками партии".
Хрущев никого не репрессировал, но на знаменитых встречах с деятелями культуры развязно поучал их, топал ногами и матерился.
При Брежневе Большая советская энциклопедия отрицала наличие в СССР цензуры как таковой.
Ножницы, стол и полка
Список запрещенных или искалеченных произведений бесконечен. Выражения "писать в стол" и "положить на полку" в СССР понимали без объяснения.
Можно, если не оправдать, то логически объяснить цензурные злоключения Булгакова, Платонова, Пильняка, Солженицына, Войновича, трагедии Мандельштама, Мейерхольда и Михоэлса. Но от произвола не спасала и безупречная политическая репутация.
Судьбу произведений нередко определяла не только идеологическая перестраховка, но и личные вкусы наделенных громадной властью и зачастую не шибко образованных людей, а понятия прав автора просто не существовало.
Желающие "сигнализировать" и "наводить порядок", вероятно, никогда не исчезнут. Но они активизируются, чувствуя востребованность и благосклонность.
Граждане фактически поделены на два сорта: с чувствами и мнениями одних все обязаны носиться, другие могут только сотрясать воздух. Первым нередко сходят с рук беззаконие и самоуправство, за вторыми только и следят, когда они где-нибудь "подставятся".
Летом 1985 года автор статьи плавал на теплоходе от Москвы до Астрахани и обратно. Один пассажир пришел к судовому радисту, помахал удостоверением участника войны и сказал, что его чувства оскорблены тем, что над великой русской рекой звучат песни на английском и французском языках.
Группа туристов сформировала депутацию и сказала, что с ними тоже надо считаться, и они готовы, если потребуется, подписать любую бумагу в высокие инстанции.
Радист ответил, что разбирательства, независимо от исхода, ему не нужны, крутить музыку вообще не входит в его обязанности, и, если нашелся хотя бы один такой товарищ, дальше поплывем молча.
http://www.bbc.com/russian/features-37802585
"Запрет цензуры - это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны. Проклятие и многовековой позор отечественной нашей культуры, нашего искусства, наконец, был запрещен. И что сейчас происходит? Я вижу, как явно чешутся руки - это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть не просто во времена застоя, а еще в более давние времена - в сталинские времена", - заявил он.
О каком прошлом напомнил Райкин? Действительно ли оно возвращается? Чем сегодняшний день на него похож, и в чем разница?
С незапамятных времен
Первый "Список отреченных книг" из 29 названий был составлен духовенством еще в 1073 году.
Цензура в России появилась вместе с частным книгопечатанием при Екатерине II.
Театральные и концертные афиши до александровских реформ включали непременную фразу: "С дозволения начальства".
"Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева и "Философическое письмо" Чаадаева цензоры пропустили по халатности, будучи введены в заблуждение безобидными названиями.
"Семилетием цензурного террора" называли 1848-1855 годы - от начала испугавших официальный Петербург революционных событий в Европе до смерти Николая I.
7 декабря 1905 года правительство отменило цензуру, и вернуло ее с началом Первой мировой войны. В предвоенные годы в России выходило 14 тысяч периодических изданий самой разной направленности, в том числе 6 тысяч в Петербурге и Москве, а свобода литературы и театра была практически неограниченной.
По ленинским заветам
Одним из первых деяний большевиков стала атака на свободу печати.
"В пять часов утра 9 ноября в типографию городского самоуправления явились красногвардейцы. Все буржуазные газеты были сброшены с печатных машин", - свидетельствовал в "10 днях, которые потрясли мир" Джон Рид.
16 ноября 1917 года вопрос о свободе печати был поставлен на сессии ЦИК. Не только эсеры и меньшевики, но и некоторые большевики отказывались понимать, что происходит. Ведь много лет свобода печати была одним из главных требований всех революционеров!
С большим трудом прошла резолюция большевистского ЦК, первый пункт которой гласил: "Закрытие буржуазных газет... являлось необходимой мерой для установления нового режима в области печати, при котором капиталисты - собственники типографий и бумаги - не могли бы становиться самодержавными фабрикантами общественного мнения".
Троцкий уверял, что ограничения вводятся на недолгий переходный период. Оппоненты указывали на текстуальные совпадения резолюции и царского цензурного устава 1890 года.
На ее основании к июню 1918 года были закрыты 470 газет.
У истоков цензуры, как многого другого в СССР, стоял Владимир Ленин. По этому вопросу он высказывался неоднократно и совершенно определенно.
"Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмем власть в руки", - говорил он в ноябре 17-го года.
В мае 1921 года, отвечая на предложение члена "рабочей оппозиции" Георгия Мясникова в связи с окончанием Гражданской войны ввести свободу печати, написал: "Свобода печати есть свобода политической организации буржуазии. Дать ей такое оружие, значит помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем".
В беседе с Луначарским в феврале 1922 года к широко растиражированной в СССР фразе: "Из всех искусств, для нас важнейшим является кино", добавил: "Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место".
Вслед за прессой дошла очередь до культуры.
6 июня 1922 года был создан знаменитый Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств), просуществовавший под разными названиями до октября 1991 года. Аналогичную роль в отношении театра и музыки выполняли Главрепертком и Главискусство.
Первый "Перечень сведений, не подлежащих распространению", составленный Главлитом в 1925 году, имел 16 страниц и содержал 96 пунктов. В перечне последних лет существования СССР насчитывалось 213 параграфов, в каждом от пяти до 12 пунктов. Причем эти документы сами несли гриф "Совершенно секретно", так что оспорить действия цензоров было невозможно.
Партийная цензура была вообще не связана никакими нормами и правилами и не обязана объяснять свои решения.
Сталин называл советских писателей "инженерами человеческих душ", то есть людьми, обязанными выдавать требуемую продукцию, а сами себя они называли "автоматчиками партии".
Хрущев никого не репрессировал, но на знаменитых встречах с деятелями культуры развязно поучал их, топал ногами и матерился.
При Брежневе Большая советская энциклопедия отрицала наличие в СССР цензуры как таковой.
Ножницы, стол и полка
Список запрещенных или искалеченных произведений бесконечен. Выражения "писать в стол" и "положить на полку" в СССР понимали без объяснения.
Можно, если не оправдать, то логически объяснить цензурные злоключения Булгакова, Платонова, Пильняка, Солженицына, Войновича, трагедии Мандельштама, Мейерхольда и Михоэлса. Но от произвола не спасала и безупречная политическая репутация.
Судьбу произведений нередко определяла не только идеологическая перестраховка, но и личные вкусы наделенных громадной властью и зачастую не шибко образованных людей, а понятия прав автора просто не существовало.
Желающие "сигнализировать" и "наводить порядок", вероятно, никогда не исчезнут. Но они активизируются, чувствуя востребованность и благосклонность.
Граждане фактически поделены на два сорта: с чувствами и мнениями одних все обязаны носиться, другие могут только сотрясать воздух. Первым нередко сходят с рук беззаконие и самоуправство, за вторыми только и следят, когда они где-нибудь "подставятся".
Летом 1985 года автор статьи плавал на теплоходе от Москвы до Астрахани и обратно. Один пассажир пришел к судовому радисту, помахал удостоверением участника войны и сказал, что его чувства оскорблены тем, что над великой русской рекой звучат песни на английском и французском языках.
Группа туристов сформировала депутацию и сказала, что с ними тоже надо считаться, и они готовы, если потребуется, подписать любую бумагу в высокие инстанции.
Радист ответил, что разбирательства, независимо от исхода, ему не нужны, крутить музыку вообще не входит в его обязанности, и, если нашелся хотя бы один такой товарищ, дальше поплывем молча.
http://www.bbc.com/russian/features-37802585