Меню
Главная
Форумы
Новые сообщения
Что нового?
Новые сообщения
Вход
Регистрация
Что нового?
Новые сообщения
Меню
Вход
Регистрация
Соцсети заблокировали! Простой способ обхода блокировки Twitter и Facebook
здесь
-----
Форум блокируют за
антивоенную статью
-----
В связи с преследованиями за инакомыслие, теперь можно
анонимно
отвечать в темах.
-----
Обновлен
скрипт для определения IP госорганов
-----
Наш реестр запрещенных сайтов
с широким функционалом.
Главная
Форумы
Интернет-цензура в России
Интернет-цензура
Cоветская цензура: воспоминания о будущем?
JavaScript отключён. Чтобы полноценно использовать наш сайт, включите JavaScript в своём браузере.
Ответить в теме
Сообщение
<p>[QUOTE="moder, post: 5688, member: 1"]</p><p>Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин на VII съезде Союза театральных деятелей России 24 октября предупредил об опасности возрождения цензуры в России.</p><p></p><p>"Запрет цензуры - это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны. Проклятие и многовековой позор отечественной нашей культуры, нашего искусства, наконец, был запрещен. И что сейчас происходит? Я вижу, как явно чешутся руки - это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть не просто во времена застоя, а еще в более давние времена - в сталинские времена", - заявил он.</p><p></p><p>О каком прошлом напомнил Райкин? Действительно ли оно возвращается? Чем сегодняшний день на него похож, и в чем разница?</p><p></p><p><span style="font-size: 18px"><strong>С незапамятных времен</strong></span></p><p>Первый "Список отреченных книг" из 29 названий был составлен духовенством еще в 1073 году.</p><p></p><p>Цензура в России появилась вместе с частным книгопечатанием при Екатерине II.</p><p></p><p>Театральные и концертные афиши до александровских реформ включали непременную фразу: "С дозволения начальства".</p><p></p><p>"Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева и "Философическое письмо" Чаадаева цензоры пропустили по халатности, будучи введены в заблуждение безобидными названиями.</p><p></p><p>"Семилетием цензурного террора" называли 1848-1855 годы - от начала испугавших официальный Петербург революционных событий в Европе до смерти Николая I.</p><p></p><p>7 декабря 1905 года правительство отменило цензуру, и вернуло ее с началом Первой мировой войны. В предвоенные годы в России выходило 14 тысяч периодических изданий самой разной направленности, в том числе 6 тысяч в Петербурге и Москве, а свобода литературы и театра была практически неограниченной.</p><p></p><p><span style="font-size: 18px"><strong>По ленинским заветам</strong></span></p><p>Одним из первых деяний большевиков стала атака на свободу печати.</p><p></p><p>"В пять часов утра 9 ноября в типографию городского самоуправления явились красногвардейцы. Все буржуазные газеты были сброшены с печатных машин", - свидетельствовал в "10 днях, которые потрясли мир" Джон Рид.</p><p></p><p>16 ноября 1917 года вопрос о свободе печати был поставлен на сессии ЦИК. Не только эсеры и меньшевики, но и некоторые большевики отказывались понимать, что происходит. Ведь много лет свобода печати была одним из главных требований всех революционеров!</p><p></p><p>С большим трудом прошла резолюция большевистского ЦК, первый пункт которой гласил: "Закрытие буржуазных газет... являлось необходимой мерой для установления нового режима в области печати, при котором капиталисты - собственники типографий и бумаги - не могли бы становиться самодержавными фабрикантами общественного мнения".</p><p></p><p>Троцкий уверял, что ограничения вводятся на недолгий переходный период. Оппоненты указывали на текстуальные совпадения резолюции и царского цензурного устава 1890 года.</p><p></p><p>На ее основании к июню 1918 года были закрыты 470 газет.</p><p></p><p>У истоков цензуры, как многого другого в СССР, стоял Владимир Ленин. По этому вопросу он высказывался неоднократно и совершенно определенно.</p><p></p><p>"Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмем власть в руки", - говорил он в ноябре 17-го года.</p><p></p><p>В мае 1921 года, отвечая на предложение члена "рабочей оппозиции" Георгия Мясникова в связи с окончанием Гражданской войны ввести свободу печати, написал: "Свобода печати есть свобода политической организации буржуазии. Дать ей такое оружие, значит помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем".</p><p></p><p>В беседе с Луначарским в феврале 1922 года к широко растиражированной в СССР фразе: "Из всех искусств, для нас важнейшим является кино", добавил: "Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место".</p><p></p><p>Вслед за прессой дошла очередь до культуры.</p><p></p><p>6 июня 1922 года был создан знаменитый Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств), просуществовавший под разными названиями до октября 1991 года. Аналогичную роль в отношении театра и музыки выполняли Главрепертком и Главискусство.</p><p></p><p>Первый "Перечень сведений, не подлежащих распространению", составленный Главлитом в 1925 году, имел 16 страниц и содержал 96 пунктов. В перечне последних лет существования СССР насчитывалось 213 параграфов, в каждом от пяти до 12 пунктов. Причем эти документы сами несли гриф "Совершенно секретно", так что оспорить действия цензоров было невозможно.</p><p></p><p>Партийная цензура была вообще не связана никакими нормами и правилами и не обязана объяснять свои решения.</p><p></p><p>Сталин называл советских писателей "инженерами человеческих душ", то есть людьми, обязанными выдавать требуемую продукцию, а сами себя они называли "автоматчиками партии".</p><p></p><p>Хрущев никого не репрессировал, но на знаменитых встречах с деятелями культуры развязно поучал их, топал ногами и матерился.</p><p></p><p>При Брежневе Большая советская энциклопедия отрицала наличие в СССР цензуры как таковой.</p><p></p><p><span style="font-size: 18px"><strong>Ножницы, стол и полка</strong></span></p><p>Список запрещенных или искалеченных произведений бесконечен. Выражения "писать в стол" и "положить на полку" в СССР понимали без объяснения.</p><p></p><p>Можно, если не оправдать, то логически объяснить цензурные злоключения Булгакова, Платонова, Пильняка, Солженицына, Войновича, трагедии Мандельштама, Мейерхольда и Михоэлса. Но от произвола не спасала и безупречная политическая репутация.</p><p></p><p>Судьбу произведений нередко определяла не только идеологическая перестраховка, но и личные вкусы наделенных громадной властью и зачастую не шибко образованных людей, а понятия прав автора просто не существовало.</p><p></p><p>Желающие "сигнализировать" и "наводить порядок", вероятно, никогда не исчезнут. Но они активизируются, чувствуя востребованность и благосклонность.</p><p></p><p>Граждане фактически поделены на два сорта: с чувствами и мнениями одних все обязаны носиться, другие могут только сотрясать воздух. Первым нередко сходят с рук беззаконие и самоуправство, за вторыми только и следят, когда они где-нибудь "подставятся".</p><p></p><p>Летом 1985 года автор статьи плавал на теплоходе от Москвы до Астрахани и обратно. Один пассажир пришел к судовому радисту, помахал удостоверением участника войны и сказал, что его чувства оскорблены тем, что над великой русской рекой звучат песни на английском и французском языках.</p><p></p><p>Группа туристов сформировала депутацию и сказала, что с ними тоже надо считаться, и они готовы, если потребуется, подписать любую бумагу в высокие инстанции.</p><p></p><p>Радист ответил, что разбирательства, независимо от исхода, ему не нужны, крутить музыку вообще не входит в его обязанности, и, если нашелся хотя бы один такой товарищ, дальше поплывем молча.</p><p></p><p><a href="http://www.bbc.com/russian/features-37802585">http://www.bbc.com/russian/features-37802585</a></p><p>[/QUOTE]</p>
[QUOTE="moder, post: 5688, member: 1"] Художественный руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин на VII съезде Союза театральных деятелей России 24 октября предупредил об опасности возрождения цензуры в России. "Запрет цензуры - это величайшее событие векового значения в нашей жизни, в художественной, духовной жизни нашей страны. Проклятие и многовековой позор отечественной нашей культуры, нашего искусства, наконец, был запрещен. И что сейчас происходит? Я вижу, как явно чешутся руки - это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть не просто во времена застоя, а еще в более давние времена - в сталинские времена", - заявил он. О каком прошлом напомнил Райкин? Действительно ли оно возвращается? Чем сегодняшний день на него похож, и в чем разница? [SIZE=5][B]С незапамятных времен[/B][/SIZE] Первый "Список отреченных книг" из 29 названий был составлен духовенством еще в 1073 году. Цензура в России появилась вместе с частным книгопечатанием при Екатерине II. Театральные и концертные афиши до александровских реформ включали непременную фразу: "С дозволения начальства". "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева и "Философическое письмо" Чаадаева цензоры пропустили по халатности, будучи введены в заблуждение безобидными названиями. "Семилетием цензурного террора" называли 1848-1855 годы - от начала испугавших официальный Петербург революционных событий в Европе до смерти Николая I. 7 декабря 1905 года правительство отменило цензуру, и вернуло ее с началом Первой мировой войны. В предвоенные годы в России выходило 14 тысяч периодических изданий самой разной направленности, в том числе 6 тысяч в Петербурге и Москве, а свобода литературы и театра была практически неограниченной. [SIZE=5][B]По ленинским заветам[/B][/SIZE] Одним из первых деяний большевиков стала атака на свободу печати. "В пять часов утра 9 ноября в типографию городского самоуправления явились красногвардейцы. Все буржуазные газеты были сброшены с печатных машин", - свидетельствовал в "10 днях, которые потрясли мир" Джон Рид. 16 ноября 1917 года вопрос о свободе печати был поставлен на сессии ЦИК. Не только эсеры и меньшевики, но и некоторые большевики отказывались понимать, что происходит. Ведь много лет свобода печати была одним из главных требований всех революционеров! С большим трудом прошла резолюция большевистского ЦК, первый пункт которой гласил: "Закрытие буржуазных газет... являлось необходимой мерой для установления нового режима в области печати, при котором капиталисты - собственники типографий и бумаги - не могли бы становиться самодержавными фабрикантами общественного мнения". Троцкий уверял, что ограничения вводятся на недолгий переходный период. Оппоненты указывали на текстуальные совпадения резолюции и царского цензурного устава 1890 года. На ее основании к июню 1918 года были закрыты 470 газет. У истоков цензуры, как многого другого в СССР, стоял Владимир Ленин. По этому вопросу он высказывался неоднократно и совершенно определенно. "Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмем власть в руки", - говорил он в ноябре 17-го года. В мае 1921 года, отвечая на предложение члена "рабочей оппозиции" Георгия Мясникова в связи с окончанием Гражданской войны ввести свободу печати, написал: "Свобода печати есть свобода политической организации буржуазии. Дать ей такое оружие, значит помогать классовому врагу. Мы самоубийством кончать не желаем и потому этого не сделаем". В беседе с Луначарским в феврале 1922 года к широко растиражированной в СССР фразе: "Из всех искусств, для нас важнейшим является кино", добавил: "Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место". Вслед за прессой дошла очередь до культуры. 6 июня 1922 года был создан знаменитый Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств), просуществовавший под разными названиями до октября 1991 года. Аналогичную роль в отношении театра и музыки выполняли Главрепертком и Главискусство. Первый "Перечень сведений, не подлежащих распространению", составленный Главлитом в 1925 году, имел 16 страниц и содержал 96 пунктов. В перечне последних лет существования СССР насчитывалось 213 параграфов, в каждом от пяти до 12 пунктов. Причем эти документы сами несли гриф "Совершенно секретно", так что оспорить действия цензоров было невозможно. Партийная цензура была вообще не связана никакими нормами и правилами и не обязана объяснять свои решения. Сталин называл советских писателей "инженерами человеческих душ", то есть людьми, обязанными выдавать требуемую продукцию, а сами себя они называли "автоматчиками партии". Хрущев никого не репрессировал, но на знаменитых встречах с деятелями культуры развязно поучал их, топал ногами и матерился. При Брежневе Большая советская энциклопедия отрицала наличие в СССР цензуры как таковой. [SIZE=5][B]Ножницы, стол и полка[/B][/SIZE] Список запрещенных или искалеченных произведений бесконечен. Выражения "писать в стол" и "положить на полку" в СССР понимали без объяснения. Можно, если не оправдать, то логически объяснить цензурные злоключения Булгакова, Платонова, Пильняка, Солженицына, Войновича, трагедии Мандельштама, Мейерхольда и Михоэлса. Но от произвола не спасала и безупречная политическая репутация. Судьбу произведений нередко определяла не только идеологическая перестраховка, но и личные вкусы наделенных громадной властью и зачастую не шибко образованных людей, а понятия прав автора просто не существовало. Желающие "сигнализировать" и "наводить порядок", вероятно, никогда не исчезнут. Но они активизируются, чувствуя востребованность и благосклонность. Граждане фактически поделены на два сорта: с чувствами и мнениями одних все обязаны носиться, другие могут только сотрясать воздух. Первым нередко сходят с рук беззаконие и самоуправство, за вторыми только и следят, когда они где-нибудь "подставятся". Летом 1985 года автор статьи плавал на теплоходе от Москвы до Астрахани и обратно. Один пассажир пришел к судовому радисту, помахал удостоверением участника войны и сказал, что его чувства оскорблены тем, что над великой русской рекой звучат песни на английском и французском языках. Группа туристов сформировала депутацию и сказала, что с ними тоже надо считаться, и они готовы, если потребуется, подписать любую бумагу в высокие инстанции. Радист ответил, что разбирательства, независимо от исхода, ему не нужны, крутить музыку вообще не входит в его обязанности, и, если нашелся хотя бы один такой товарищ, дальше поплывем молча. [URL]http://www.bbc.com/russian/features-37802585[/URL] [/QUOTE]
Предпросмотр
Имя
Проверка
Ответить
Главная
Форумы
Интернет-цензура в России
Интернет-цензура
Cоветская цензура: воспоминания о будущем?
Сверху