writer
Active Member
Пресненский суд Москвы арестовал преподавателя Московского финансово-юридического университета Дмитрия Богатова, по обвинению в экстремистской и террористической деятельности. Основанием для этого стали распространявшиеся с его домашнего IP-адреса сообщения с призывами к участию в массовых несанкционированных акциях 2 апреля 2017 года.
Данная история на первый взгляд кажется банальной – за последнее время тысячи людей в России обвинили в экстремизме за посты в соцсетях. Однако её выделяют из общего ряда два обстоятельства: Дмитрий Богатов является зарегистрированным администратором узла анонимной сети Tor, а во время публикации заблокированных впоследствии Генпрокуратурой постов математик находился в другом месте.
Официальная версия СКР следующая. В конце марта на различных ресурсах в сети Интернет появились сообщения с призывами к участию в несогласованной акции 2 апреля в Москве. Правоохранителям удалось выяснить, что ряд из них распространял некий Айрат Баширов, причем используя для этого прокси-серверы, расположенные за пределами страны. В ходе оперативно-следственных мероприятий удалось установить его фактический IP, а затем и адрес. 6 апреля подозреваемый был задержан, при этом была изъяты технические средства для доступа в Интернет, которые предстоит исследовать экспертам. Другими словами, СКР считает, что именно 24-летьний Дмитрий Богатов распространял экстремистские призывы под чужим именем. Однако у самого обвиняемого и его адвоката иное мнение.
Защитник Богатова обратил внимание на то, что сообщения от имени Айрата Баширова на тех же ресурсах продолжили появляться даже после ареста его клиента. Также следствию были предоставлены видеозаписи с камер наблюдения в фитнес-центре и супермаркете, свидетельствующие о том, что Богатов физически не мог писать что-либо в Интернете из дома в период, когда там публиковались сообщения. В данном случае речь идет о тех самых постах, которые стали причиной для обвинения по террористической статье, позволивших заключить математика под стражу на время следствия. Также адвокат напомнил, что при использовании VPN-технологии практически невозможно установить автора сообщений. Математик также не признал себя виновным и заявил, что сделает всё возможное для того, чтобы доказать непричастность к вменяемым ему преступлениям. Однако судью эти доводы не впечатлили.
Окончательное решение по данному делу примет суд после полноценного расследования, однако уже сейчас из этой ситуации можно сделать некоторые выводы, вне зависимости от признания вины Богатова. Прежде всего, как справедливо отметил один из пользователей GeekTimes, это первый прецедент ареста администратора выходной ноды Tor, то есть конечного узла, с которого поступает запрос на сайт. Косвенно это свидетельствует о том, что российские правоохранительные органы могут обвинить любого пользователя, ставшего жертвой хакерской атаки, оператора Wi-Fi узла и даже использующих некоторые VPN-сервисы в нарушении закона только на основании того, что некое сообщение в Интернете отправлено с принадлежащего им IP-адреса. Другими словами, жертвами преследования со стороны госорганов могут стать те, кто обеспечивает анонимность пользователей, если они находятся в России и вообще случайные люди, не позаботившиеся должным образом о кибербезопаснсоти. Рассчитывать на правосудие и объективное расследование в данном случае не приходится.