moder
Администратор
Команда форума
Сравнительный обзор: какие автомобили продавались в США и других странах Запада и, в то же время, в СССР. Сравнения характеристик в обзоре не будет, но кому есть что сказать на этот счет, пишите в комментариях. Источники данных в конце. Цены в долларах для советских автомобилей рассчитаны по официальному курсу в годы сравнения.
1920-е годы
В 1920-х годах в США производились и более продвинутые грузовые автомобили, как Ford Model AA, но цены не нашел, поэтому использовал для сравнения Ford Model TT, да и по характеристикам он ближе к АМО Ф 15.
Примечание: впоследствии цена НАМИ-1 была снижена до 5180 р., что все равно намного превышало цену аналогичных автомобилей в США.
Больше примеров американских автомобилей 1920-х годов можно посмотреть здесь.
В качестве дополнительного источника могу предложить американский официальный справочник по автомобилям за 1927 год. Большинство представленных в справочнике автомобилей стоили от 550 до 1500$. Самыми дорогими были автомобили производителей Cadillac, Locomobile и Lincoln (до 6600$), а самыми дешевыми автомобили от Durant Motors. Автомобилей Ford в справочнике почему-то нет.
1930-е годы
Проект кузова для ЗИС-101 заказывали в США. За эту работу советское правительство заплатило американскому кузовному ателье «Бадд» (Budd Company) пол миллиона долларов. За эти деньги в США можно было купить порядка 1000 автомобилей для общественных нужд. Правительственные чиновники что сегодня, что тогда, на себе не экономили.
Также важно отметить, что в СССР 1930-х автомобили не были в свободной продаже. Чтобы советскому гражданину купить автомобиль, надо было сначала заполнить прошение чиновнику.
Впрочем, даже если бы автомобили были в свободной продаже, доступность их для рядовых граждан была бы очень низкой относительно США при средних зарплатах в середине 1930-х в промышленности, строительстве, на транспорте 224-231 руб. Но не спешите обвинять большевиков в жадности: себестоимость продукции была немногим ниже, а иногда даже выше продажной стоимости. Так, 5 июля 1940 года народный комиссар среднего машиностроения Иван Алексеевич Лихачев направил в Совнарком докладную записку с просьбой повысить цену на ЗИС-101: «Все указанные изменения конструкции автомашины ЗИС-101 и последнее повышение цен на цветные металлы резко повышают себестоимость машины и делают ее убыточной при действующей отпускной цене в размере 27000 рублей. В связи с этим НКСМ просит повысить отпускную цену на модернизированную легковую автомашину ЗИС-101 до 31000 рублей. Аналогичному изменению будет подвергнута также конструкция легковой автомашины, изготовляемой ГАЗ’ом марки М-1 до 12000 р. на модернизированной модели». В итоге стоимость ГАЗ-М1 решили не повышать, поскольку отчетная себестоимость за 1940 год при выпуске 2408 экземпляров равнялась 8856 рублям, а плановая на 1941 год должна была составить 8750 рублей, что при курсе тех лет 5,3 рубля за доллар было эквивалентно 1700$ (что более чем в 3 раза больше чем продажная цена Ford Model B). А вот стоимость ЗИС-101 в итоге подняли до 32,5 тысячи рублей, поскольку предлагаемая Лихачевым стоимость 31000 р. обеспечивала лишь безубыточность производства.
1940-е годы
В начале 1940-х СССР было не до производства гражданских автомобилей. Но некоторые попытки были.
Например, КИМ-10 (концептуальный клон Ford Prefect, 1938 года), первый советский малолитражный автомобиль, производства 1940-1941 годов.
Всего было выпущено около 400 автомобилей. Изготовление одного автомобиля обходилось в 59 тыс. руб., что тогда эквивалентно 11 тыс. $.
Для сравнения, американская малолитражка Dodge 1940 стоила 860$.
После окончания войны советское автомобилестроение получило подпитку немецкими технологиями.
Так, в частности, появился автомобиль Москвич 400 (1946г.), точный клон немецкого Opel Kadett K38 (1937г.).
Стоимость: 8000 р. (~1500$).
Расхождение цены с Западными аналогами в данном случае было небольшим, видимо, благодаря уже отлаженному немецкому производству (с поправкой на моральное устаревание Москвича относительно Западных машин, произведенных во второй половине 1940-х годов).
Правда был один неприятный нюанс: Москвич 400 не был в свободной продаже. Зато в свободной продаже был, например, ЗИМ ГАЗ-12, но он стоил уже 40 тыс. р. (7500$).
Для сравнения, Packard 1948 стоил 2274$.
1950-е годы
1960-е годы
На Западе выбор автомобилей, разумеется, был значительно больше и не всегда можно найти хоть сколько-нибудь сопоставимый советский аналог.
Вот еще некоторые примеры автомобилей 60-х на Западе.
Chrysler New Yorker, 1963 (США)
Цена: 5680$
Ford Bronco 1966 (США)
Цена: 2625$
Alfa Romeo Spider, 1966 (Италия)
Цена: 2195000 лир (3512$ по курсу 1966 года)
1970-е годы
* В базовой комплектации с двухлитровым бензиновым двигателем.
** В объявлении Victoria Park Car Sales (см. источники данных) не указана конкретная модификация, возможно это 1972 Ford XA Falcon 500. В объявлении есть и другие автомобили подобного типа, но с более поздней датой начала производства.
*** В самом объявлении представлена модель 1979 года (может анонс, текст не разобрать), но здесь пишут, что это рекламное объявление 10.1978 года.
Ещё примеры Западных автомобилей 1970-х годов.
GMC Jimmy Casa Grande, 1976 (США)
Цена: от 9426$ (в базовой комплектации) до 13000$
AMC Pacer 1979 (США)
Цена: 3100$
1977 Renault Le Car (Франция)
Цена: 3295$ (источник)
Suzuki Alto Van 1979 (Япония)
Цена: 470000 йен (~1900$ в 1979 году)
Chrysler-Simca 1307 GLS, 1976 (Франция)
Цена (1976): 22920₣ (~5000$ по курсу 1976 года)
Британские цены на автомобили в 1976 году, курс фунта к доллару смотрите здесь (для простоты можно умножать на 2).
Напрашивается вопрос: почему экспортный ВАЗ стоил в Британии в разы меньше, чем в СССР? Все дело в отсутствии рыночной конкуренции в СССР, что позволяло государству устанавливать любую стоимость, ведь советский человек не имел возможности купить аналогичную импортную вещь. А в Британии не стали бы покупать ВАЗ по советским ценам. Но все равно остается непонятным, зачем экспортировать автомобили при их дефиците внутри страны. Люди ведь готовы были переплачивать еще и очереди были. Видимо, из соображений престижа - для СССР важно было показать, что советской продукцией пользуются за рубежом. За великодержавные понты приходилось расплачиваться снижением качества жизни собственного населения, зато для жителей капстран еще один бюджетный автомобиль.
1980-е годы
* Цена Dodge Aries K в базовой комплектации на 4-х дверный вариант. Цена с акпп, усилителем руля, радио и другими опциями 6695$ (источник).
** Курс рубля в 1985 году падал - уже в 1986 году ВАЗ-2108 стоил 11002$.
Еще примеры малолитражных Западных автомобилей 1980-х годов.
Suzuki Alto, 1986
Цена: 11295 нидерландских гульденов (~4500$)
Yugo 1987 (Югославия)
Цена: 3990$
1990-1991
* Автомобиль ВАЗ-1111, как пишут, был дефицитным и реальная цена доходила до 6600 р. (10893$), а стоимость 3500 р. была только для работников «КамАЗа».
** В объявлении не указана точная модель, поэтому подбирал похожую на картинку соответствующего года. Предложение в объявлении акционное.
*** В объявлении не указана точная модель, использовал Chevrolet Suburban 2500, 1990 года.
Комментарии к обзору
Большинство цен для Западных машин взяты из рекламных анонсов, либо это стартовые розничные цены. Уже в ближайшие годы после анонса цены на эти автомобили могли упасть, в то время как в СССР стоимость автомобилей регулировалась правительством и для изменения цены требовалось специальное правительственное распоряжение.
Так, например, в 1985 г. было принято решение о снижении цен на ряд моделей, о чем население было оповещено через СМИ.
Кроме того, на Западе существовал свободный рынок подержанных автомобилей.
Вот, например, вырезка из объявлений 1986 года.
Вот такой 6-летний Renault LeCar продавался за 695$.
Для понимания покупательной способности: средняя месячная зарплата американца за 1986 год была около 1000$ (см. документ).
Цена же подержанного автомобиля в СССР могла быть даже выше, чем нового. По разным причинам: из-за дефицита, из-за сложности самой процедуры покупки автомобиля, из-за трудности объяснения происхождения средств на покупку нового автомобиля и т.д. Автовладелец в СССР, продавший автомобиль по серым схемам, рисковал, что ему могут отказать в покупке нового.
Вообще это интересная тема, которой надо посвятить отдельную статью. Вот здесь пишут, что стоимость подержанного автомобиля могла даже в разы превышать стоимость нового, цитирую:
Источники данных
Цены на модели Ford на 1955 год: http://1955-ford.com/1955-ford-car-original-prices.html
Стоимость ГАЗ-А в 1930-х, условия распределения автомобилей: https://rg.ru/...
Стоимость и себестоимость советских автомобилей ГАЗ-М1 и ЗИС-101 в 1930-е годы: https://www.kommersant.ru/doc/4116249
Исторические цены на американские автомобили: https://www.thepeoplehistory.com/cars.html
Стоимость советских автомобилей: https://www.drive2.ru/b/288230376151863597/
Исторический курс фунта к доллару: http://www.miketodd.net/encyc/dollhist-graph.htm
Исторический курс немецкой марки (ФРГ) к доллару: https://marcuse.faculty.history.ucsb.edu/projects/currency.htm
Исторический курс французского франка к доллару с 1975 года: https://www.poundsterlinglive.com/bank-of-england-spot/historical-spot-exchange-rates/usd/USD-to-FRF
Курс британского фунта к доллару с 1975 года: https://www.poundsterlinglive.com/bank-of-england-spot/historical-spot-exchange-rates/gbp/GBP-to-USD
Курс нидерландского гульдена к доллару, 1986 год: https://www.poundsterlinglive.com/bank-of-england-spot/historical-spot-exchange-rates/usd/USD-to-NLG-1986
Немецкая статья википедии с ценами на Mercedes-Benz 200, 1 серия: https://de.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_/8
Стоимость советских автомобилей для предприятий и в розницу (документы прилагаются): https://yakapitalist.ru/finansy/stoimost-mashin-v-sssr-v-70-e-gody/
Исторические цены на автомобили Mini: https://automotive-heritage.com/model/1830
Исторические цены на автомобили в Британии, 1976 год: https://www.retrowow.co.uk/transport/70s/70s_cars_cost.php
Исторические цены на автомобиль Ford Bronco: https://broncobastards.com/blogs/history-ford-bronco/what-to-pay-classic-bronco-price-guide
Цена VW Golf в 1974 году 8000 немецких марок: https://www.focus.de/...
Цены на популярные марки автомобилей на Западе в 1980 году: https://247wallst.com/special-report/2015/08/03/iconic-car-prices-then-and-now/2/
Цена на ИЖ-2126 и Москвич-2141-01 в 1990 году: https://www.kolesa.ru/article/konkurentsiya-s-devyatkoj-frantsuzskij-dizajn-i-ugroza-vazu-mify-i-fakty-ob-izh-2126
Цены на французские автомобили Chrysler Alpine, SIMCA 1307/1308, Talbot 1510 и Talbot Solara, в 1976-1980 г.: https://www.allpar.com/d3/cars/chrysler/alpine.html
Википедия:
Исторический курс доллара к рублю (данные взяты с сайта ЦБ РФ, информация была удалена, но сохранилась архивная копия).
Стоимость ВАЗ-2108 (ссылается на газету «За рулём Санкт Петербург» № 01—02 (296—297) февраль 2014 стр. 34).
Цена на Suzuki Alto Van (SS30V) 1979: https://en.wikipedia.org/wiki/Suzuki_Alto#First_generation_(1979)
Рекламные объявления 1950-е: https://www.roscenzura.com/threads/4241/
Рекламные объявления 1970-е: https://www.roscenzura.com/threads/4081/
Рекламные объявления 1980-е (Renault Alliance, Isuzu Trooper II, Plymouth Sundance и др.): https://www.roscenzura.com/threads/4238/
Рекламные объявления 1990 и 1991 г (Chevrolet Cavalier 1990): https://www.roscenzura.com/threads/4239/
Вырезки из рекламных объявлений с ценами.
Рекламное объявление Suzuki Alto, 1986 года
Реклама Dodge Aries K, 1981 (на 20-й секунде сказано, что 4-х дверный вариант на 100 долларов дороже). В качество дополнительного источника, есть также печатная реклама с такой ценой.
Ford Festiva, Mar 15 1991
Дополнительные материалы
Для поиска старых рекламных объявлений использовал сайты:
Различные статистические данные США: https://tedb.ornl.gov/data/
Статистические данные США по ценам и средним зарплатам, начиная с 1700-х годов: https://libraryguides.missouri.edu/pricesandwages/
1920-е годы
В 1920-х годах в США производились и более продвинутые грузовые автомобили, как Ford Model AA, но цены не нашел, поэтому использовал для сравнения Ford Model TT, да и по характеристикам он ближе к АМО Ф 15.
Автомобиль Ford-A, 1927 г. Цена: 385$ (на вариант без крыши) Произведено: 4858644 шт. (в различных вариантах) | Первый советский автомобиль НАМИ-1, 1927 год. Цена: 8000 р. (или ~4000$ по курсу 1927 г) Произведено: ~500 шт. |
Примечание: впоследствии цена НАМИ-1 была снижена до 5180 р., что все равно намного превышало цену аналогичных автомобилей в США.
Больше примеров американских автомобилей 1920-х годов можно посмотреть здесь.
В качестве дополнительного источника могу предложить американский официальный справочник по автомобилям за 1927 год. Большинство представленных в справочнике автомобилей стоили от 550 до 1500$. Самыми дорогими были автомобили производителей Cadillac, Locomobile и Lincoln (до 6600$), а самыми дешевыми автомобили от Durant Motors. Автомобилей Ford в справочнике почему-то нет.
1930-е годы
Седан Ford Model A в модификации Tudor, 1930 г. Цена: 500$ (источник) | Газ-А (советский клон Ford-A), 1932 г. Цена: 4965 р. или 2554$ по курсу 1928-1933 г. |
Автомобиль Ford Model B, 1932 г. Цена: 490$ (источник) Произведено: 124101 шт (модификация седан) | Советский клон ГАЗ-М1 «Эмка», 1936 год. Цена: 9500 р. или 1792$ по курсу 1937-1950 г. Произведено: 62888 шт. |
Лимузин Buick 39-90 Limited, 1939 г. Цена: 2453$ | Советский лимузин ЗИС-101, 1939 г. Цена: 27000 р. или 5094$ |
Проект кузова для ЗИС-101 заказывали в США. За эту работу советское правительство заплатило американскому кузовному ателье «Бадд» (Budd Company) пол миллиона долларов. За эти деньги в США можно было купить порядка 1000 автомобилей для общественных нужд. Правительственные чиновники что сегодня, что тогда, на себе не экономили.
Также важно отметить, что в СССР 1930-х автомобили не были в свободной продаже. Чтобы советскому гражданину купить автомобиль, надо было сначала заполнить прошение чиновнику.
Впрочем, даже если бы автомобили были в свободной продаже, доступность их для рядовых граждан была бы очень низкой относительно США при средних зарплатах в середине 1930-х в промышленности, строительстве, на транспорте 224-231 руб. Но не спешите обвинять большевиков в жадности: себестоимость продукции была немногим ниже, а иногда даже выше продажной стоимости. Так, 5 июля 1940 года народный комиссар среднего машиностроения Иван Алексеевич Лихачев направил в Совнарком докладную записку с просьбой повысить цену на ЗИС-101: «Все указанные изменения конструкции автомашины ЗИС-101 и последнее повышение цен на цветные металлы резко повышают себестоимость машины и делают ее убыточной при действующей отпускной цене в размере 27000 рублей. В связи с этим НКСМ просит повысить отпускную цену на модернизированную легковую автомашину ЗИС-101 до 31000 рублей. Аналогичному изменению будет подвергнута также конструкция легковой автомашины, изготовляемой ГАЗ’ом марки М-1 до 12000 р. на модернизированной модели». В итоге стоимость ГАЗ-М1 решили не повышать, поскольку отчетная себестоимость за 1940 год при выпуске 2408 экземпляров равнялась 8856 рублям, а плановая на 1941 год должна была составить 8750 рублей, что при курсе тех лет 5,3 рубля за доллар было эквивалентно 1700$ (что более чем в 3 раза больше чем продажная цена Ford Model B). А вот стоимость ЗИС-101 в итоге подняли до 32,5 тысячи рублей, поскольку предлагаемая Лихачевым стоимость 31000 р. обеспечивала лишь безубыточность производства.
Просто вдумайтесь: за деньги, затраченные на производство отечественных автомобилей, можно было заказать в несколько раз больше готовых автомобилей в США! И это не потому что на советских заводах людям платили больше зарплаты. Так, зарплаты на заводах Форда считались одними из самых высоких в мире при относительно низких ценах на отпускаемую продукцию. В СССР таких людей как Генри Форд уничтожали и лишали прав, поскольку советская пропаганда утверждала, что капиталист это просто эксплуататор, соответственно его "легко заменить" каким-нибудь "идейно правильным" правительственным чиновником. Идея честно конкурировать с капиталистами за рынки сбыта и трудовую силу, создавая государственные предприятия параллельно частным (а не захватывая чужую собственность), коммунистам не приходила. Также как большевики не захотели конкурировать с "кулаками", создавая лучше условия в колхозах, а просто репрессировали кулаков и силой загнали крестьян в колхозы. Что вылилось в миллионные жертвы голода 1930-х годов.
1940-е годы
В начале 1940-х СССР было не до производства гражданских автомобилей. Но некоторые попытки были.
Например, КИМ-10 (концептуальный клон Ford Prefect, 1938 года), первый советский малолитражный автомобиль, производства 1940-1941 годов.
Всего было выпущено около 400 автомобилей. Изготовление одного автомобиля обходилось в 59 тыс. руб., что тогда эквивалентно 11 тыс. $.
Для сравнения, американская малолитражка Dodge 1940 стоила 860$.
После окончания войны советское автомобилестроение получило подпитку немецкими технологиями.
После Второй мировой войны только из Германии в СССР вывезли 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, около тысячи заводов перевезли в СССР из Маньчжурии и Кореи. Всего за один год демонтировали и вывезли 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других стран Восточной Европы.
Так, в частности, появился автомобиль Москвич 400 (1946г.), точный клон немецкого Opel Kadett K38 (1937г.).
Стоимость: 8000 р. (~1500$).
Расхождение цены с Западными аналогами в данном случае было небольшим, видимо, благодаря уже отлаженному немецкому производству (с поправкой на моральное устаревание Москвича относительно Западных машин, произведенных во второй половине 1940-х годов).
Правда был один неприятный нюанс: Москвич 400 не был в свободной продаже. Зато в свободной продаже был, например, ЗИМ ГАЗ-12, но он стоил уже 40 тыс. р. (7500$).
Для сравнения, Packard 1948 стоил 2274$.
1950-е годы
Британский автомобиль Austin A40, 1952 Цена: 1895$ | BMW ЭМВ-312, производства ГДР Цена: 25000 р. (6250$) |
Британский автомобиль Morris Minor Series II, 1952 Цена: 631£ (1767$ по курсу 1950-х) Произведено: 269838 шт. | Москвич 401, 1954 Цена: 9000 р. (2250$) Произведено: 233748 шт. (включая Москвич 400) |
Ford Customline, 1952-1956 г. Цена: 1700$ (источник) Произведено: 2679144 шт. (все модификации) | Москвич-402, 1956 Цена: 15000 р. или 3750$ Произведено: 87658 шт. |
Ford Mainline, 1953 Цена: ~2000$ (источник) | ГАЗ-21 "Волга", 1957 Цена: 17400 р. (4350$) |
1960-е годы
Испанская малолитражка SEAT 600 (клон Fiat 600) Цена: 60000 песет (~1000$) | Советская малолитражка ЗАЗ-965, 1960 Цена: 18000 р. (4500$ по курсу 1960 г.) |
Ford Falcon, 1960-1963 г. Цена: 1975$ | ГАЗ 21Л (Волга), 1962 Цена: 5500 р. (6111$) |
Ford Cortina, 1962-1966 (британский филиал Ford) Цена: 968£ (~2710$) | Москвич-408, 1964 Цена: 4511 р. (5012$) |
Британская малолитражка Morris Mini-Minor 1959-1969 г. Цена: 497£ (1342$) | ЗАЗ-966 (концепт-клон NSU Prinz 4), 1966 Цена: 2200 р. (~2440$ по курсу 1960-х) |
Немецкий (ФРГ) лимузин Mercedes-Benz W100, 1963 Цена (6-ти дверный лимузин): 63500 марок (~16000$) | Советский лимузин ЗИЛ-114, 1967 Себестоимость (источник): 108 тыс. р. (~120 тыс. $) |
На Западе выбор автомобилей, разумеется, был значительно больше и не всегда можно найти хоть сколько-нибудь сопоставимый советский аналог.
Вот еще некоторые примеры автомобилей 60-х на Западе.
Chrysler New Yorker, 1963 (США)
Цена: 5680$
Ford Bronco 1966 (США)
Цена: 2625$
Alfa Romeo Spider, 1966 (Италия)
Цена: 2195000 лир (3512$ по курсу 1966 года)
Alfa Romeo Duetto Spider 3950 долларов 1968 года
Austin Healey 3000 3400 долларов 1960 года
Austin Healey Sprite 2050 долларов 1967 года
BMW 2002 года 4200 долларов 1969 года
Buick Riviera 4300 долларов 1963 года
Buick Skylark GS $ 2596
Buick Le Sabre 1966 года $ 3356
Cadillac De Ville 1969 года 5427 долларов
Cadillac Elderado 1965 года 7401 долларов
Cadillac Elderado 1960 года 6605 долларов 1968 года
Chevrolet Biscayne $2230
Chevrolet Camero SS 1960 года $2588
Chevrolet Corvair Monza 1968 года $2335
Chevrolet Corvette Stingray 1964 года $ 4589
Chevrolet Corvette Stingray 1963 года $4438
Chevrolet Impala Super Sport 1969 года $3210
Chevrolet Malibu 1965 года $2156
Chrysler New Yorker 1965 года $5680
Chrysler Town and Country Wagon 1963 года 4086 долларов
Chrysler Valiant 1967 года 2056 долларов
Dodge Coronet V8 Club Coupe 2595$
Dodge Coronet 440 2264 доллара 1966
Dodge Charger 3469 долларов 1966
Dodge Dart Pioneer 2787 долларов 1961
Dodge Dart GT 3065 долларов 1968
Dodge Lancer 4 dr Sedan 2312 долларов 1 961
Ford Bronco с полным приводом $ 2499 1966
Ford Fairlane $2154
Ford Fairlane 1963 года $2195
Ford Fairlane Toreno 1966 года $3156
Ford Falcon 1968 года $1974
Ford Falcon 1961 года $2118
Ford Falcon Futura 1966 года $ 2437
Ford Galaxie 1967 года $2450
Ford Galaxie Convertible 1968 года 2368 долларов США
Ford Mustang 1966 года с 2-дверной жесткой крышей 2368 долларов США
Ford Mustang 1966 года выпуска Шелби GT 3995 долларов 1968 г.
Austin Healey 3000 3400 долларов 1960 года
Austin Healey Sprite 2050 долларов 1967 года
BMW 2002 года 4200 долларов 1969 года
Buick Riviera 4300 долларов 1963 года
Buick Skylark GS $ 2596
Buick Le Sabre 1966 года $ 3356
Cadillac De Ville 1969 года 5427 долларов
Cadillac Elderado 1965 года 7401 долларов
Cadillac Elderado 1960 года 6605 долларов 1968 года
Chevrolet Biscayne $2230
Chevrolet Camero SS 1960 года $2588
Chevrolet Corvair Monza 1968 года $2335
Chevrolet Corvette Stingray 1964 года $ 4589
Chevrolet Corvette Stingray 1963 года $4438
Chevrolet Impala Super Sport 1969 года $3210
Chevrolet Malibu 1965 года $2156
Chrysler New Yorker 1965 года $5680
Chrysler Town and Country Wagon 1963 года 4086 долларов
Chrysler Valiant 1967 года 2056 долларов
Dodge Coronet V8 Club Coupe 2595$
Dodge Coronet 440 2264 доллара 1966
Dodge Charger 3469 долларов 1966
Dodge Dart Pioneer 2787 долларов 1961
Dodge Dart GT 3065 долларов 1968
Dodge Lancer 4 dr Sedan 2312 долларов 1 961
Ford Bronco с полным приводом $ 2499 1966
Ford Fairlane $2154
Ford Fairlane 1963 года $2195
Ford Fairlane Toreno 1966 года $3156
Ford Falcon 1968 года $1974
Ford Falcon 1961 года $2118
Ford Falcon Futura 1966 года $ 2437
Ford Galaxie 1967 года $2450
Ford Galaxie Convertible 1968 года 2368 долларов США
Ford Mustang 1966 года с 2-дверной жесткой крышей 2368 долларов США
Ford Mustang 1966 года выпуска Шелби GT 3995 долларов 1968 г.
1970-е годы
Mercedes-Benz W114, 1969–1972 г. Цена: 13000 марок* (от ~4000$ до ~5500$ в 1972-1976 г.) | ГАЗ-24 «Волга» 1970 Цена: 9194 р. (от ~11000$ до ~12000$ в 1972-1977 г.) |
Oldsmobile Custom Cruiser, 1973 Цена: 4596$ (в 1973 г.) | Иж-2125 «Комби» 1973 г. Цена: 6500 р. (от 8575$ до 9863$ по курсу 1973-1979 г.) |
Toyota Corona, 1970 (Япония) Цена: 1970$ | ВАЗ-2101 «Жигули», 1970 Цена: 5500 р. (от ~6100$ до ~7700$ по курсу 1970-х) |
Toyota Corolla E30, 1974 Цена: 1798$ | ЗАЗ-968, 1971 Цена: 3500 р. до 1979 г. (~4600$) |
Ford Bronco 1978 Цена: 6543$ | Ваз-2121 «Нива» 1977 Цена: 11000 р. в 1979 г. (16691$) |
Ford Falcon 500 Wagon, 1972 ** Цена в 1979 г: 3125$ | ГАЗ-24-02, 1972 (начало производства) Цена (1979 г): 14000 р. (21244$) |
Chevrolet Impala, 1971-1976 г. Цена (1979 г***): 5990$ | Москвич-2140, 1975 Цена в 1979 г: 7500 р. (11380$ по курсу 1979 г) |
* В базовой комплектации с двухлитровым бензиновым двигателем.
** В объявлении Victoria Park Car Sales (см. источники данных) не указана конкретная модификация, возможно это 1972 Ford XA Falcon 500. В объявлении есть и другие автомобили подобного типа, но с более поздней датой начала производства.
*** В самом объявлении представлена модель 1979 года (может анонс, текст не разобрать), но здесь пишут, что это рекламное объявление 10.1978 года.
Ещё примеры Западных автомобилей 1970-х годов.
GMC Jimmy Casa Grande, 1976 (США)
Цена: от 9426$ (в базовой комплектации) до 13000$
AMC Pacer 1979 (США)
Цена: 3100$
1977 Renault Le Car (Франция)
Цена: 3295$ (источник)
Suzuki Alto Van 1979 (Япония)
Цена: 470000 йен (~1900$ в 1979 году)
Chrysler-Simca 1307 GLS, 1976 (Франция)
Цена (1976): 22920₣ (~5000$ по курсу 1976 года)
Британские цены на автомобили в 1976 году, курс фунта к доллару смотрите здесь (для простоты можно умножать на 2).
Цена в фунтах | |
---|---|
Citroen 2CV 6 | £1,364 |
Lada 1200 saloon (экспортная версия советской ВАЗ-2101) | £1,395 |
Mini 800 saloon | £1,496 |
Datsun Cherry 100A 2d saloon | £1515 |
Ford Escort Popular 1000 | £1,599 |
Reliant Kitten saloon | £1,671 |
Austin Allegro 1100 | £1,771 |
Vauxhall Chevette hatchback | £1,934 |
Ford Cortina 1300 2d saloon | £1,950 |
Volkswagen Golf | £2,099 |
Triumph Spitfire 1500 | £2,184 |
Volkswagen Beetle 1200L | £2,228 |
Vauxhall Cavalier 1600L 4d | £2,325 |
Austin Maxi 1750 5d saloon | £2,383 |
Chrylser Alpine GL 5dr | £2,457 |
Ford Cortina 2000 Ghia saloon | £3,121 |
BL Princess 2200HLS | £3,627 |
BMW 316 2d coupé | £3,679 |
MGB GT V8 2d coupé | £3,881 |
Mercedes Benz 200 saloon | £4,475 |
Lotus Esprit 2d coupé | £7,883 |
Jaguar XJS | £10,507 |
Aston Martin V8 saloon | £14,836 |
Rolls Royce Cornische 2d convertable | £31,998 |
Напрашивается вопрос: почему экспортный ВАЗ стоил в Британии в разы меньше, чем в СССР? Все дело в отсутствии рыночной конкуренции в СССР, что позволяло государству устанавливать любую стоимость, ведь советский человек не имел возможности купить аналогичную импортную вещь. А в Британии не стали бы покупать ВАЗ по советским ценам. Но все равно остается непонятным, зачем экспортировать автомобили при их дефиците внутри страны. Люди ведь готовы были переплачивать еще и очереди были. Видимо, из соображений престижа - для СССР важно было показать, что советской продукцией пользуются за рубежом. За великодержавные понты приходилось расплачиваться снижением качества жизни собственного населения, зато для жителей капстран еще один бюджетный автомобиль.
1980-е годы
Plymouth Sundance, 1986 Цена в 1987: 7799$ | Москвич-2141, 1986 Цена: 9600 р. (от 12657$ до 16540$ с 1986 по 1989 г.) |
Chevrolet Chevette Scooter, 1976-1987 Цена в 1981: 4595$ | ЗАЗ-968М, 1979-1994 Цена (1983 г): 5600 р. (7920$) |
Dodge Aries K, 1981 Цена в 1981*: 5980$ | ВАЗ-2107, 1982 Цена (1983 г): 9000 р. (12730$) |
Isuzu Trooper II, 1983 Цена в 1986: 10289$ | ВАЗ-2121 Нива, 1977-1993 Цена в 1983: 10300 р. (14569$) |
Volkswagen Golf Mk2 1985 (Германия) Цена в 1985: 6690$ | ВАЗ-2108 «Спутник», 1984 Цена в 1985: 8345 р. (9070$ по курсу 1985 г**) |
* Цена Dodge Aries K в базовой комплектации на 4-х дверный вариант. Цена с акпп, усилителем руля, радио и другими опциями 6695$ (источник).
** Курс рубля в 1985 году падал - уже в 1986 году ВАЗ-2108 стоил 11002$.
Еще примеры малолитражных Западных автомобилей 1980-х годов.
Suzuki Alto, 1986
Цена: 11295 нидерландских гульденов (~4500$)
Yugo 1987 (Югославия)
Цена: 3990$
1990-1991
Saturn SL, 1990 Цена в 1991 г: 7995$ | Иж-2126 «Орбита», 1990 Цена в 1990 г: 9700 р. (15975$) |
Chevrolet Metro Hatchback, 1990-1991 Цена в 1991: 5795$ | ВАЗ-1111 «Ока» 1988 Цена в 1991*: 3500 р. (6244$) |
Volkswagen Jetta GL, 1991 Цена в 1991: 11230$ (на вариант ECOdiesel) | АЗЛК-2141-01, 1990 Цена в 1990: 13500 р. (22233$) |
Chevrolet Caprice station wagon, 1991 Цена в 1991 (base price): 17875$ | ГАЗ-2412 «Волга» Цена в 1991: 19400 р. (34612$) |
Chevrolet S-10 pickup, 1991** Цена в 1991: 7780$ | ЛуАЗ-969М 1979-1992 Цена в 1991: 5100 р. (9358$) |
Toyota Tercel, 1990-1994 Цена в 1991: 6448$ | ЗАЗ-1102 «Таврия» Цена в 1991: 5100 р. (9358$) |
Chevrolet Suburban 1990*** Цена в 1991: 13995$ (из объявления) | ВАЗ-2121 Нива, 1977-1993 Цена в 1991: 9000 р. (16514$) |
Dodge Grand Caravan, 1991 Цена в 1991: 16262$ (источник) | ИЖ-2715 «Каблук» Цена в 1991: 10000 р. (17841$) |
Chevrolet Cavalier 1990 Цена в 1991: 6995$ | ВАЗ-2108 «Спутник», 1984-2004 Цена в 1991: 8300 р. (14808$) |
* Автомобиль ВАЗ-1111, как пишут, был дефицитным и реальная цена доходила до 6600 р. (10893$), а стоимость 3500 р. была только для работников «КамАЗа».
** В объявлении не указана точная модель, поэтому подбирал похожую на картинку соответствующего года. Предложение в объявлении акционное.
*** В объявлении не указана точная модель, использовал Chevrolet Suburban 2500, 1990 года.
Комментарии к обзору
Большинство цен для Западных машин взяты из рекламных анонсов, либо это стартовые розничные цены. Уже в ближайшие годы после анонса цены на эти автомобили могли упасть, в то время как в СССР стоимость автомобилей регулировалась правительством и для изменения цены требовалось специальное правительственное распоряжение.
Так, например, в 1985 г. было принято решение о снижении цен на ряд моделей, о чем население было оповещено через СМИ.
Кроме того, на Западе существовал свободный рынок подержанных автомобилей.
Вот, например, вырезка из объявлений 1986 года.
Вот такой 6-летний Renault LeCar продавался за 695$.
Для понимания покупательной способности: средняя месячная зарплата американца за 1986 год была около 1000$ (см. документ).
Цена же подержанного автомобиля в СССР могла быть даже выше, чем нового. По разным причинам: из-за дефицита, из-за сложности самой процедуры покупки автомобиля, из-за трудности объяснения происхождения средств на покупку нового автомобиля и т.д. Автовладелец в СССР, продавший автомобиль по серым схемам, рисковал, что ему могут отказать в покупке нового.
Вообще это интересная тема, которой надо посвятить отдельную статью. Вот здесь пишут, что стоимость подержанного автомобиля могла даже в разы превышать стоимость нового, цитирую:
За ту самую супер престижную «Волгу» ГАЗ-24 в хорошем состоянии просили и давали (!) — двадцать–двадцать пять тысяч рублей. При государственной цене девять тысяч с небольшим.
Источники данных
Цены на модели Ford на 1955 год: http://1955-ford.com/1955-ford-car-original-prices.html
Стоимость ГАЗ-А в 1930-х, условия распределения автомобилей: https://rg.ru/...
Стоимость и себестоимость советских автомобилей ГАЗ-М1 и ЗИС-101 в 1930-е годы: https://www.kommersant.ru/doc/4116249
Исторические цены на американские автомобили: https://www.thepeoplehistory.com/cars.html
Стоимость советских автомобилей: https://www.drive2.ru/b/288230376151863597/
Исторический курс фунта к доллару: http://www.miketodd.net/encyc/dollhist-graph.htm
Исторический курс немецкой марки (ФРГ) к доллару: https://marcuse.faculty.history.ucsb.edu/projects/currency.htm
Исторический курс французского франка к доллару с 1975 года: https://www.poundsterlinglive.com/bank-of-england-spot/historical-spot-exchange-rates/usd/USD-to-FRF
Курс британского фунта к доллару с 1975 года: https://www.poundsterlinglive.com/bank-of-england-spot/historical-spot-exchange-rates/gbp/GBP-to-USD
Курс нидерландского гульдена к доллару, 1986 год: https://www.poundsterlinglive.com/bank-of-england-spot/historical-spot-exchange-rates/usd/USD-to-NLG-1986
Немецкая статья википедии с ценами на Mercedes-Benz 200, 1 серия: https://de.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_/8
Стоимость советских автомобилей для предприятий и в розницу (документы прилагаются): https://yakapitalist.ru/finansy/stoimost-mashin-v-sssr-v-70-e-gody/
Исторические цены на автомобили Mini: https://automotive-heritage.com/model/1830
Исторические цены на автомобили в Британии, 1976 год: https://www.retrowow.co.uk/transport/70s/70s_cars_cost.php
Исторические цены на автомобиль Ford Bronco: https://broncobastards.com/blogs/history-ford-bronco/what-to-pay-classic-bronco-price-guide
Цена VW Golf в 1974 году 8000 немецких марок: https://www.focus.de/...
Цены на популярные марки автомобилей на Западе в 1980 году: https://247wallst.com/special-report/2015/08/03/iconic-car-prices-then-and-now/2/
Цена на ИЖ-2126 и Москвич-2141-01 в 1990 году: https://www.kolesa.ru/article/konkurentsiya-s-devyatkoj-frantsuzskij-dizajn-i-ugroza-vazu-mify-i-fakty-ob-izh-2126
Цены на французские автомобили Chrysler Alpine, SIMCA 1307/1308, Talbot 1510 и Talbot Solara, в 1976-1980 г.: https://www.allpar.com/d3/cars/chrysler/alpine.html
Википедия:
Исторический курс доллара к рублю (данные взяты с сайта ЦБ РФ, информация была удалена, но сохранилась архивная копия).
Стоимость ВАЗ-2108 (ссылается на газету «За рулём Санкт Петербург» № 01—02 (296—297) февраль 2014 стр. 34).
Цена на Suzuki Alto Van (SS30V) 1979: https://en.wikipedia.org/wiki/Suzuki_Alto#First_generation_(1979)
Рекламные объявления 1920-1940 г: https://www.roscenzura.com/threads/4236/Alto был «микросенсацией», когда его представили, в основном из-за его минимальной цены в 470 000 йен (около 1900 долларов в 1979 году, в то время, когда самые дешевые Ford Pinto стоили 4999 долларов в США). Эта низкая цена стала возможной благодаря ряду специальных льгот Японии для коммерческих автомобилей: в первую очередь, двигатель подпадал под менее строгие правила выбросов и не требовал дорогих двойных катализаторов.
Рекламные объявления 1950-е: https://www.roscenzura.com/threads/4241/
Рекламные объявления 1970-е: https://www.roscenzura.com/threads/4081/
Рекламные объявления 1980-е (Renault Alliance, Isuzu Trooper II, Plymouth Sundance и др.): https://www.roscenzura.com/threads/4238/
Рекламные объявления 1990 и 1991 г (Chevrolet Cavalier 1990): https://www.roscenzura.com/threads/4239/
Вырезки из рекламных объявлений с ценами.
Рекламное объявление Suzuki Alto, 1986 года
Реклама Dodge Aries K, 1981 (на 20-й секунде сказано, что 4-х дверный вариант на 100 долларов дороже). В качество дополнительного источника, есть также печатная реклама с такой ценой.
Ford Festiva, Mar 15 1991
Дополнительные материалы
Для поиска старых рекламных объявлений использовал сайты:
- https://archive.org/search (можно сделать выборку по конкретному году)
- https://ru.pinterest.com/search/pins/?q=car ad&rs=typed
Различные статистические данные США: https://tedb.ornl.gov/data/
Статистические данные США по ценам и средним зарплатам, начиная с 1700-х годов: https://libraryguides.missouri.edu/pricesandwages/
Последнее редактирование: