moder
Администратор
Команда форума
Минкульт редко бывает серьезным ньюсмейкером для журналистов. Но в последнее время в России удается переломить этот тренд: новости о культуре все чаще становятся главными в картине дня. Во многом это заслуга тамошнего профильного министра Владимира Мединского с его особым взглядом на функции искусства и людей, его создающих. Здесь и "Левиафан", и духовная оборона страны, и лишение господдержки фильмов о "плохой" России…
"Министр всегда высказывает свое мнение и за чужими не прячется. Может, его слова кому-то кажутся резкими. Но это собственная точка зрения", – объяснила позицию своего руководителя заместитель министра культуры России Алла Манилова.
Она приехала в Минск, чтобы открыть Дни духовной культуры России в Беларуси. Последние три года Алла Манилова отвечает в Минкульте за туризм. В 2012 году российское правительство решилось на реформы в отрасли и первым делом в отрасли сменил регулятора этой сферы.
Корреспондент TUT.BY встретился с чиновником, спросил ее совета насчет развития туризма в Беларуси и поговорил о связи культуры и политики, цензуре и свободе слова в России.
... [начало интервью про туризм, дублировать не буду, можете почитать полную версию здесь] ...
– Давайте перейдем от туризма к культуре. Пару лет назад Александр Лукашенко, открывая после реконструкции Купаловский театр в Минске, поручил подумать над тем, как вывести культуру на самоокупаемость. Насколько это возможно, по-вашему?
– Нам нужно перестать относиться к культуре как к какой-то немощной бедной старухе, которую нам тяжело содержать, но в знак благодарности и сострадания надо. Это глупо.
Культура – мощнейший ресурс социально-экономического развития территорий. И чем профессиональнее искусство, тем лучше у него должны быть бизнес-показатели. Но коммерческий успех может прийти не сразу. Не бывает такого, что шедевр сделал – и завтра у меня выросли доходы в пять раз. Все не так просто и банально.
Поскольку искусство – это продукт, который продается, учреждения культуры сегодня обязаны думать о современном менеджменте. И маркетинговая стратегия у них должна быть такая не менее сильная, чем уровень художественного руководителя или приглашенного режиссера.
– Существует еще и господдержка культуры. Министр Владимир Мединский как-то обозначил свою позицию по финансированию кинематографа. По его мнению, государство в первую очередь должно выделять бюджетные средства на те фильмы, которые нужны государству, и лишь потом финансировать творческие поиски режиссера. Не является ли такая позиция своего рода цензурой?
– Нет. У нас в России нет никакой цензуры. Все это надуманные вещи. Нужно понимать, что решение о том, кому выделять деньги, решает не один человек. Это всегда коллегиальное решение комиссии. Государственное квотирование – это не цензура, а сохранение отрасли национальной культуры. И это очень важно.
Министр Мединский говорил о том, что государство не обязано поддерживать любой продукт. И такой нормы нигде не прописано. Нет у нас такого, что мы финансируем только какую-то патриотику. Но сейчас такой тренд, что у людей более государственнические настроения.
Культура – это такой же бизнес, как и любой другой. И если люди хотят сделать какой-то спектакль, документальный фильм или перформанс, им никто не мешает.
В культуре могут возникать самые разные продукты творчества самых разных направлений и идеологического содержания, но в рамках Конституции и действующего законодательства.
Могу сказать, что безбрежнее свободы в культуре и медиа, чем в России, нет больше нигде.
– Вы считаете, что и у российских СМИ сегодня полная свобода?
– Могу вас заверить, что у нас ни одно министерство не может дать указание или попросить о чем-то даже государственное СМИ. Это не принято. Не может никто с любым административным ресурсом приказать директору государственного канала осветить мероприятие.
Посмотрите наш Закон "О средствах массовой информации". Он был написан в 1991 году на баррикадах перестройки. И я была причастна к этому. Это единственный закон в Российской Федерации, который не претерпел изменений. Его дух – это абсолют свободы для СМИ. И сейчас так и есть.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас культуру очень часто мешают с политикой?
– Вот вы сейчас сидите и смешиваете эти два понятия. Это ваше право. А я не хочу смешивать, и тогда ничего не смешивается. Но позиция министерства такая, что объединять культуру и сиюминутную политическую конъюнктуру нельзя.
Но кто-то это все равно делает. Ну и что. Мы же ему рот не закроем.
И кто бы чего ни смешивал, жизнь продолжается: и все равно культура и искусство продолжают развиваться.
"Министр всегда высказывает свое мнение и за чужими не прячется. Может, его слова кому-то кажутся резкими. Но это собственная точка зрения", – объяснила позицию своего руководителя заместитель министра культуры России Алла Манилова.
Она приехала в Минск, чтобы открыть Дни духовной культуры России в Беларуси. Последние три года Алла Манилова отвечает в Минкульте за туризм. В 2012 году российское правительство решилось на реформы в отрасли и первым делом в отрасли сменил регулятора этой сферы.
Корреспондент TUT.BY встретился с чиновником, спросил ее совета насчет развития туризма в Беларуси и поговорил о связи культуры и политики, цензуре и свободе слова в России.
... [начало интервью про туризм, дублировать не буду, можете почитать полную версию здесь] ...
– Давайте перейдем от туризма к культуре. Пару лет назад Александр Лукашенко, открывая после реконструкции Купаловский театр в Минске, поручил подумать над тем, как вывести культуру на самоокупаемость. Насколько это возможно, по-вашему?
– Нам нужно перестать относиться к культуре как к какой-то немощной бедной старухе, которую нам тяжело содержать, но в знак благодарности и сострадания надо. Это глупо.
Культура – мощнейший ресурс социально-экономического развития территорий. И чем профессиональнее искусство, тем лучше у него должны быть бизнес-показатели. Но коммерческий успех может прийти не сразу. Не бывает такого, что шедевр сделал – и завтра у меня выросли доходы в пять раз. Все не так просто и банально.
Поскольку искусство – это продукт, который продается, учреждения культуры сегодня обязаны думать о современном менеджменте. И маркетинговая стратегия у них должна быть такая не менее сильная, чем уровень художественного руководителя или приглашенного режиссера.
– Существует еще и господдержка культуры. Министр Владимир Мединский как-то обозначил свою позицию по финансированию кинематографа. По его мнению, государство в первую очередь должно выделять бюджетные средства на те фильмы, которые нужны государству, и лишь потом финансировать творческие поиски режиссера. Не является ли такая позиция своего рода цензурой?
– Нет. У нас в России нет никакой цензуры. Все это надуманные вещи. Нужно понимать, что решение о том, кому выделять деньги, решает не один человек. Это всегда коллегиальное решение комиссии. Государственное квотирование – это не цензура, а сохранение отрасли национальной культуры. И это очень важно.
Министр Мединский говорил о том, что государство не обязано поддерживать любой продукт. И такой нормы нигде не прописано. Нет у нас такого, что мы финансируем только какую-то патриотику. Но сейчас такой тренд, что у людей более государственнические настроения.
Культура – это такой же бизнес, как и любой другой. И если люди хотят сделать какой-то спектакль, документальный фильм или перформанс, им никто не мешает.
В культуре могут возникать самые разные продукты творчества самых разных направлений и идеологического содержания, но в рамках Конституции и действующего законодательства.
Могу сказать, что безбрежнее свободы в культуре и медиа, чем в России, нет больше нигде.
– Вы считаете, что и у российских СМИ сегодня полная свобода?
– Могу вас заверить, что у нас ни одно министерство не может дать указание или попросить о чем-то даже государственное СМИ. Это не принято. Не может никто с любым административным ресурсом приказать директору государственного канала осветить мероприятие.
Посмотрите наш Закон "О средствах массовой информации". Он был написан в 1991 году на баррикадах перестройки. И я была причастна к этому. Это единственный закон в Российской Федерации, который не претерпел изменений. Его дух – это абсолют свободы для СМИ. И сейчас так и есть.
– Как вы относитесь к тому, что сейчас культуру очень часто мешают с политикой?
– Вот вы сейчас сидите и смешиваете эти два понятия. Это ваше право. А я не хочу смешивать, и тогда ничего не смешивается. Но позиция министерства такая, что объединять культуру и сиюминутную политическую конъюнктуру нельзя.
Но кто-то это все равно делает. Ну и что. Мы же ему рот не закроем.
И кто бы чего ни смешивал, жизнь продолжается: и все равно культура и искусство продолжают развиваться.